"Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а самая настоящая, яркая, самобытная, наповторимая жизнь, и от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш".

                                                                                                                      В.А.Сухомлинский                                                                                                         

 

МБДОУ "ДС №460 г.Челябинска"

 

  

 

     

 

 

ПАМЯТКА "Защити свои персональные данные в сети"

   
     


 

Специалисты советуют

 

«Развитие графо-моторного навыка у детей»

 

К важному параметру школьной зрелости относится уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющей скорость и легкость формирования навыка письма. Способность к рисованию и копированию даст ребенку возможность быстрее освоиться с письмом.

Возрастные особенности развития графо-моторного навыка.

1,5-2 года

Малыш крепко зажимает карандаш в ладони, что очень ограничивает его движения. Он еще не пытается изобразить что-то определенное, просто получает радость от самого процесса.

2-3 года

Как правило, держит карандаш сверху, зажимая его в ладони, движения еще спонтанные, почти не ограничиваются.

3-3,5 года

Линии становятся более определенными, менее разбросанными и не повторяются бессмысленно. Увеличивается координация при выполнении вертикальных движений, но еще плохо выполняются имитационные движения. Овалы неровные, но на рисунках их уже много.

3,5-4 года

Умеет держать карандаш и довольно свободно манипулировать им. К этому возрасту совершенствуется координация движений и зрительно- пространственное восприятие, что позволяет хорошо копировать. Умеет передавать пропорции фигур, ограничивать протяженность линий и рисовать их относительно параллельными.

5 лет

Хорошо выполняет горизонтальные и вертикальные штрихи. Способен ограничивать длину штриха, делать линии более ровными, четкими, правильно удерживая карандаш или ручку. Выполняет вертикальные, горизонтальные и циклические движения, пытается писать буквы.

6-7 лет

Хорошо копирует простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размер, пропорции. Штрихи становятся более четкими и ровными, овалы завершенными. Фактически в этом возрасте доступны любые графические движения, штрихи и линии.

Сформированность мелкой моторики ребенка можно понаблюдать при рисовании или закрашивании. Если он постоянно переворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, уровень развития мелкой моторики недостаточный и необходима соответствующая тренировка, иначе отставание в овладении графическим навыком письма в школе будет значительным.

Следует обращать внимание на такие ошибки:

· невозможность пересчитать пальцы (пропуск то одного, то другого пальца, возвраты)

· лишние движения на другой руке, ноге (синкинезии)

· при выполнении проб - повышенный мышечный тонус, резкость движений;

· в пробах на имитацию - отсутствие плавности движений, точности выполнений.

Основным содержанием занятий по подготовке руки к письму должно быть развитие мелкой мускулатуры и дифференцированности движений кистей и пальцев рук, т. е. формирование функциональной (физиологической) готовности к графической деятельности.

Тренировать пальцы рук можно, применяя лепку, закручивание гаек в конструкторе, собирание узоров из мелкой мозаики, вышивание, застегивание пуговиц.

Особого внимания заслуживают графические движения.

Для развития графического навыка следует использовать:

- графический диктант

- рисование линий: прямые и фигурные дорожки

- рисование по точкам, контурам, клеточкам

- штриховки с различным направлением движения руки, силуэтные штриховки

Выполняя различные виды заданий, ребенок приобретает опыт графических движений. Очень важно сразу обучать ребенка правильным приемам действия:

- вести линию сверху вниз и слева направо

- выполнять линии различной толщины и формы

 - штриховать ровно и без пробелов, не выезжая за контур. 

 

учитель-логопед Чадова Л.Ю. 

                                Коммуникативно – речевая готовность ребенка к школе.

Нередко родители спрашивают:

«Как готовить детей к школе? На что обратить внимание?»

 Информационное общество требует от ученика ряд новых умений, в первую очередь, коммуникативных:

 

 

§  устанавливать контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками

§  обращаться за помощью

§  озвучивать свою точку зрения

§  отвечать на поставленные вопросы и самому задавать их

§  участвовать в коллективных занятиях и играх

 

 

Прежде всего, следует обратить внимание на коммуникативно-речевую готовность, которая включает в себя:

§  чистое произношение звуков

§  умение назвать, одним словом группу предметов

§  называть последовательность времён года, дней надели

§  умение рассказывать и пересказывать тексты, строить высказывания


При недостаточном запасе знаний очень важно:

§  стимулировать интерес ребёнка к окружающему

§  фиксировать внимание на том, что он видит во время прогулок

§  приучать его рассказывать о своих впечатлениях

§  задавать дополнительные вопросы, стараясь получить более подробный и развёрнутый ответ.

 

 

Почаще читайте ребёнку детские книги, водите в кино, обсуждайте с ним прочитанное и увиденное. Выслушивайте своего ребёнка до конца, не перебивайте его, но и следите, чтобы он выслушивал вас. Следите за чёткостью и грамотностью своей речи, которая является образцом для ребёнка.

 

Ребёнок в возрасте 6 лет должен знать ответы на вопросы:

·        Сколько тебе лет?

·        Как тебя зовут? Назови полную фамилию, имя, отчество.

·        Когда ты родился?

·        Как зовут твоих родителей? Где и кем они работают?

·        Как называется город, где ты живёшь?

·        Каких ты знаешь домашних животных? Каких ты знаешь диких животных?

·        Как называются дни недели и месяцы?

·        Какие ты знаешь профессии?

·        Какие ты знаешь города?

учитель-логопед Чадова Л.Ю.

 

Терапевтические сказки 

 

Родители – главные учителя ребёнка. Ведь они проводят с ним больше всего времени с самого рождения и являются моделями поведения, общения и реакций на жизненные ситуации. Роль родителей – самая важная в жизни, так как именно она определяет будущее детей – и, конечно, будущее всего мира.

  Родителям необходимо научиться эффективным способам и методам общения с ребёнком, с помощью которых они смогут передать своему малышу те ценности, которые считают нужными, методы решения различных жизненных трудностей и получение радости от жизни. Тогда дети смогут учиться у своих Главных Учителей: у людей, ответственных за воспитание и наделение качествами, необходимыми для путешествия по жизни.

  Однако,  в роли родителя очень легко быть затянутым в водоворот ежедневных обязанностей и требований. Пока ребёнок тихо сидит и смотрит телевизор или играет в компьютер, легко использовать эту возможность для выполнения «необходимых» дел. Но таким образом упускается время, которое можно качественно провести с ребёнком. Упускается шанс укрепить отношения между родителем и малышом.

  Ведь как здорово, какая приятная атмосфера царит в отношениях, когда дедушка или бабушка сидит с ребёнком на коленях и рассказывает ему сказку. Какая особая связь, близость формируется в отношениях между матерью и ребёнком, когда она каждый вечер садится у кровати малыша и рассказывает ему сказку на ночь, которая не только помогает заснуть, но и заставляет задуматься и что-то переосмыслить.

  Рассказывание сказок и историй не только сближает всех членов семьи, но и помогает найти другой способ взаимодействия друг с другом. Ведь общение с помощью рассказов помогает избежать проблемы, когда   родители читают лекции, «проповедают» или ворчат. Для родителей и детей ворчание стало общей, обычной, но нежелательной моделью поведения.

  Рассказы, сказки и внутренний мир ребёнка неотделимы друг от друга. Сказки всегда были самым эффективным способом общения с детьми. Они передавались и передаются из поколения в поколения на протяжении веков. Слушая сказки и рассказы, ребёнок невольно встречает в них отголоски своей собственной жизни. Он стремится воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Рассказы и сказки вселяют в малыша надежду, что очень важно. Ведь, тогда он начинает верить в свой успех, и постепенно его добивается.

  Сказки позволяют ребёнку почувствовать, что он не одинок в своих страхах и переживаниях, что другие дети испытывают то же самое. Ребёнок успокаивается и избавляется от комплекса неполноценности. Он чувствует себя уверенней, а это помогает ему преодолевать трудности.

  Бывает, что детская проблема лежит в самом стиле воспитания. Родители, которым не хватает хороших родительских навыков, часто реагируют на плохое поведение своих детей, повторяя одни и те же неэффективные методы – угрожают наказанием, повышают голос, сердятся. Но это лишь загоняет проблему малыша ещё глубже. В таких случаях родителям необходимо разобраться в самих себе, пересмотреть своё поведение не только по отношению к себе, но и к другим членам семьи.

  Ребёнок полностью копирует своих родителей: их привычки, действия, их способ общения, образ жизни. И ему бесполезно что-то объяснять и читать нотации. Ведь у малыша есть главный пример для подражания – это его родители. И, если родители изменят своё поведение, то это в огромной степени поможет детям изменить своё поведение.

  Поэтому, каждый раз, прежде, чем рассказать малышу сказку о каких-то его нежелательных действиях, подумайте, а не являетесь ли вы причиной такого поведения. Ведь сказка может не затронуть реальную причину проблем с малышом, а значит, может оказаться неэффективной.

  Но сказка должна быть не только интересной и близкой вашему ребёнку, её важно хорошо рассказать. Для этого существуют несколько рекомендаций, которые помогут вам эффективно и эмоционально рассказывать малышу сказки.

 

Рекомендации для эффективного рассказывания.

  - найдите историю или сказку, которая вам нравится, и расскажите её с энтузиазмом другим людям;

  - сделайте то же самое с ребёнком;

  - практикуйтесь рассказывать сказки, которые у вас получается рассказывать с энтузиазмом;

  - обдумайте одну из проблем малыша. Постарайтесь понять, как данная ситуация воспринимается с точки детской точки зрения. Сформулируйте, какие мысли вы бы хотели донести до ребёнка, чему научить;

  - практикуйтесь адаптировать рассказы к вашему ребёнку. Один из способов это сделать: возьмите обычную книгу со сказками и читайте её ребёнку. Наблюдайте за его вербальными и невербальными репликами и реакциями, чтобы понять, подходит ли ему эта сказка;

  - перескажите сказку ребёнку, на этот раз, адаптируя главного героя так, чтобы он соответствовал возрасту, полу или интересам малыша. Например, если вы рассказываете сказку «Три поросёнка» ребёнку, которому нравиться кататься на велосипеде, поросята в этой сказке могут ездить на велосипеде от дома к дому, а не бегать. Наблюдайте, подействуют ли изменения в рассказе на ребёнка;

  - составьте план сказочной истории. Отметьте, как бы вы хотели закончить историю. Отметьте каждый шаг, который нужно сделать герою, чтобы достигнуть цели;

  - когда вы составили план сказки, расскажите её себе вслух, чтобы проверить, как она звучит и воспринимается вами перед тем, как пробовать её на других. Расскажите её ребёнку, не опираясь на письменный текст;

  - наблюдайте за их поведением, позами, уровнем внимания, контактом глаз, ёрзаньем, мышечным тонусом и дыханием.

  - практикуйтесь адаптации и гибкости в свих рассказах;

  - рассказывайте одну и ту же историю по-разному разным людям. Посмотрите, как адаптировать её к вашему ребёнку и как занять его.

  И в заключении хотелось бы добавить: рассказывайте своим детям сказки как можно чаще – ведь это не только весёлый процесс общения, но ещё и обучение. А ваше интенсивное сотрудничество с малышом в разработке рассказа поможет улучшить и укрепить отношения между вами, а также повысит лечебные свойства самого рассказа.

  Но это ещё не всё, чем может быть полезна сказкотерапия: попробуйте снимать рассказы на видео, рисовать картинки к ним. Можно презентовать сказки с помощью игрушки-рукавички, или с помощью любимой куклы. А можно поставить спектакль по вашей любимой сказке или совместно с ребёнком написать целую книгу с подобными рассказами.

 

Желаем успеха

на этом интересном и сказочном пути!

 

 

Воспитатель Невзорова Т.Г.

 

 

Растем здоровыми.

                                                                    (Невзорова Т.Г., воспитатель гр.№5)

Дыхательная гимнастика 

     Дыхание – важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Вместе с тем на дыхание можно влиять, регулируя его, делая поверхностным и редким, задерживая на некоторое время. Процесс дыхания регулируется дыхательными центрами нервной системы, состоит из трёх фаз: выдоха, паузы и вдоха, которые ритмично следуют одна за другой.

     Существенную роль в развитии речевого дыхания играет дыхательная гимнастика, которая является одним из элементов кинезотерапии(лечение движением).

    Цель дыхательных упражнений – увеличение объёма вдыхаемого и выдыхаемого воздуха с последующим плавным произнесением фразы. При нарушении речевого дыхания ритм дыхания не регулируется смысловым сочетанием речи, в момент речи оно обычно учащённое, после произнесения отдельных слов ребёнок делает поверхностные судорожные вздохи, активный выдох укорочен и происходит обычно через нос, несмотря на постоянно открытый рот.

     Нормальным считается дыхание, в котором участвует весь дыхательный аппарат. Оно называется смешанным или гармонично полным. На вдохе воздух последовательно заполняет нижние, средние и верхние отделы лёгких , при этом сначала выпячивается живот, затем грудная клетка расширяется и поднимается вверх. На выдохе воздух последовательно выходит из нижних, средних и верхних отделов лёгких, при этом сначала втягивается живот, затем грудная клетка сужается и опускается.

    Таким образом, гармонично полное дыхание состоит из нижнего, среднего и верхнего дыхания.

    Существует также особое ритмическое дыхание. Оно выполняется во время ходьбы, при этом идти нужно спокойно, равномерным шагом, расслабившись, опустив плечи, а дышать следует равномерно, но произвольно, получая удовольствие. Это означает, что делать вдох и выдох надо на равное количество шагов(два шага – вдох, два шага – выдох), но выбирать пропорцию следует, исходя из собственного удовольствия.

   Правила овладения дыхательной гимнастикой:

1.Дышать нужно с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект.

2.Необходимо концентрировать внимание на дыхательном упражнении, что увеличивает его положительное действие

3.Дышать медленно для насыщения организма кислородом.

4.Выполнять упражнения не дольше, чем оно доставляет удовольствие.

5.Дышать носом, заниматься в спортивной удобной одежде. Для усиления благотворного воздействия дыхательной гимнастики нужно учитывать следующие условия:

- упражнения выполнять легко, естественно, без усилий и напряжения;

- находиться в состоянии глубокого расслабления(работают только группы мышц, непосредственно участвующие в дыхательном движении);

- следить, чтобы воздух входил и выходил из лёгких одной непрерывной струёй, а вдох и выдох были равны по силе и длительности, плавно переходили друг в друга.

  Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта, или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

   Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний.

   Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей. Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шёпотом.

   Для развития правильного речевого дыхания существует множество игр и упражнений, для исполнения которых нужны материалы лежащие буквально под рукой.

  Вот некоторые из них:

«Лети бабочка» - оборудование: 2-3 бумажные бабочки.

«Ветерок» - оборудование: бумажные султанчики.

«Осенние листья» - оборудование: бумажные листья разного цвета

«Снег идёт» - оборудование: кусочки ваты.

«Катись карандаш» - оборудование: карандаши с гладкой и ребристой поверхностью.

«Весёлые шарики» - оборудование: лёгкие пластмассовые шарики

«Воздушный шарик» - оборудование: обычный воздушный шарик.

«Бульки» - оборудование: стакан с водой, коктейльные трубочки.

«Пёрышко, лети!» - оборудование: птичье перо.

«Надуй игрушку» - оборудование: различные надувные игрушки.

   Как видите совсем не трудно найти нужные предметы.

   Я же хочу предложить выполнение упражнений на развитие речевого дыхания при помощи обыкновенной столовой бумажной салфетки. Этот легкодоступный материал можно найти на кухне дома, за столом в гостях, во время выезда на пикник. Главное делать эти упражнения правильно и непринуждённо (см. правила выше).

    УПРАЖНЕНИЕ 1:

Сложенная салфетка лежит на ладони. Ладонь находится против рта. На выдохе направить воздушную струю под салфетку. Повторить 2-3 раза.

  УПРАЖНЕНИЕ 2:

Салфетку развернуть, взять пальцами за два верхних угла. Центр салфетки находится против рта. На выдохе направить воздушную струю на центр салфетки. Салфетка должна приподняться. Повторить 4-5 раз.

  УПРАЖНЕНИЕ 3:

Тоже, но салфетку отпустить. Салфетка должна взлететь. Повторить 2-3 раза.

  УПРАЖНЕНИЕ 4:

Скатать из салфетки шарик. Положить на ладонь. На выдохе направить воздушную струю на шарик. Повторить 4-5 раз.

  УПРАЖНЕНИЕ 5:

 

Подготовить цель (корзина, контейнер). Бумажный шарик сдуть с ладони, стараясь попасть в цель. Повторить 2-3 раза

 

 

 

 

Читайте ребенку правильные сказки.

                                   (Чадова Л.Ю., учитель-логопед)

 

     Родители хотят, чтобы их дети много читали. Но возникает вопрос: а как часто и что читают сами родители? Обсуждают ли взрослые с детьми прочитанное? Как часто родители сами читают детям? Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное чтение очень значимо, и не только пока ребенок сам не умеет читать, но и в более позднем возрасте.

 

5 секретов воспитания интереса к чтению.

 

1секрет  Читайте сами.

В семье, где родители часто читают и обсуждают книги, скорее всего, вырастет хороший читатель. Хотите привить интерес к чтению своему ребенку? Читайте. Читайте сами и читайте ребенку, рассказывайте о прочитанном, обсуждайте книги.

 

2 секрет Учите в игре.

Учите ребенка читать так, чтобы ему было легко и интересно, учите играя. Только в игре ребенок может обучаться, не ощущая давления, не испытывая стресса и негатива. Именно в игре наилучшие результаты достигаются с наименьшими затратами. 

 

3 секрет  Все через интерес.

Читайте ребенку те книги, которые ему нравятся, которые ему интересны. Читайте книги по возрасту!  А уж если нужно прочесть что-то, что не вызывает восторга, то помогите ребенку  прочесть и понять, прочитайте это вместе.

 

4 секрет Оформление книги.

Обратите внимание на оформление книги. Детям просто необходимы иллюстрации в книге, хорошее качество бумаги и четкий шрифт. Очень хорошо, если на каждой странице большая иллюстрация и немного текста. Потому, что большое количество текста вызывает страх, утомляет ребенка и снижается способность понимания текста.

 

5 секрет Читайте ребенку.

Читайте ребенку, даже если он уже умеет читать. Вы в любом случае прочитаете лучше ребенка, покажете ему образец правильного и выразительного чтения, поможете лучше понять смысл текста. Читая вместе с ребенком, Вы лучше узнаете его интересы, мысли и желания. Совместное чтение способствует и развитию внимательности потому, что взрослый всегда может задать уточняющий вопрос, а ребенку надо на него ответить. 

 

 

 

О пользе дидактических игр 

Томм Е.В., учитель-логопед гр.№11

 

Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Обучение в форме дидактической игры основано на стремление ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то есть отвечает возрастным особенностям дошкольника.                        

Проведение дидактических игр включает:    

1.Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей).

2.Объяснение хода и правил игры (при этом четкое выполнение этих правил).      

3.Показ игровых действий.   

4.Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве «играющего», «болельщика» или «арбитра».    

5.Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею.

По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой деятельности.  Анализ игры позволяет выявить индивидуальные особенности  в поведении и характере детей. А значит правильно организовать индивидуальную работу с ними.

Различают  несколько видов дидактических игр:  игры с предметами (игрушками), настольно-печатные игры, словесные.

Настольно - печатные игры – это  интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим  миром. Они разнообразны по видам:  домино, лото, «парные картинки», «игры-ходилки».  С помощью настольно-печатных игр можно успешно  развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля. 

Сколько можно ребенку сидеть за компьютером?

Для многих детей компьютер давно стал любимой игрушкой. Дети с удовольствием смотрят мультики, складывают пазлы, рисуют, играют в развивающие игры и даже учат буквы. У мамы при этом освобождается определенный отрезок времени для себя и бытовых дел. Ребенок не лезет к родителям, не просит поиграть с ним, почитать книжку и готов даже не выходить на улицу. Но, заменяя ребенку другие виды игр и занятий компьютером, родители оказывают ему "медвежью услугу ", иногда даже не подозревая о том, какой вред наносит компьютер растущему детскому организму.

Здоровье ребенка и компьютер. Физический вред.

1. Зрение страдает в первую очередь. Постоянное напряжение глаз, зачастую близкое расположение монитора неизменно приведет к близорукости.

2. Долговременное пребывание в положении сидя у монитора, неизменно отплатит нарушением осанки, а в дальнейшем к сколиозу, кифозу, остеохондрозу.

3. Облучение электромагнитными волнами также не на пользу детям , которые в силу возраста особенно чувствительны к нему.

4. Выработка психологической зависимости от компьютера. Игнорирование реальной жизни, замкнутость, нервозность.

5. Головные боли, нарушения сна.

Но современная жизнь такова, что полностью исключить компьютер из жизни ребенка тоже невозможно. Так сколько можно ребенку сидеть за компьютером, не нанося вред физическому и психическому здоровью?

Педиатры не рекомендуют нахождение у компьютера детей до 5-ти летнего возраста. Дошкольникам разрешается безопасно играть в компьютерные игры от 7 до 10 минут без перерыва, но не более 20 минут в сутки.

 

 

Учим стих играя….

 

     Если есть желание привить ребенку любовь к стихотворениям, есть проверенный способ – инсценировать его, и при этом сопровождать определенными описывающими движениями. Заучивать сразу весь стих не стоит, во избежание образования каши в голове. Здесь нужно действовать методом накопления.

     Подойдет определенная схема. Например, сначала выучить одну строчку, потом добавить вторую и оттачивать эти две, не добавляя больше ничего. Затем можно переходить к третьей, и так все стихотворение. Этот способ не только простой, но и очень эффективный.
     Также хорошим способом будет попробовать нарисовать стихотворение. Этот способ не только поможет в выучивании, но и будет способствовать развитию образного мышления у ребенка.

     Если что-то не складывается с рисованием, можно использовать ритм. Помочь в этом может обычный мяч. При перекидывании следует повторять строчку за строчкой. Можно добавить марширование или танцы. Главное не забывать про главную цель и постоянно проговаривать стихотворение.
     Если с раннего детства практиковать с ребенком учение наизусть стихотворений, то это очень благоприятно отразится на развитии его памяти и речи.
     Если учить стихотворение подобным образом, то забыть его потом будет достаточно сложно. Ну что, попробуем?!

 


 

 

Советы логопеда (Чадова Л.Ю., учитель-логопед подг.гр.)

 

Инструкция по воспитанию красноречивого ребенка.

 

Можно быть невероятно умным человеком, но при этом говорить так, что никто не поймет, что ты хотел сказать. Говорить красиво – вовсе не означает только лишь правильно выговаривать все звуки алфавита.

Красивая речь – это:

·        Правильно построенные предложения

·        Хороший словарный запас

·        Умение использовать сравнения, слова –заменители, цитаты

·        Плавная речь, без запинок, повторов и слов – паразитов вроде «ну», «это вот», «типа» и т.д

·        Умение правильно делать паузы между предложениями и внутри их

·        Умение менять интонацию, говорить тише или громче

·        Умение говорить эмоционально, чтобы «заражать» слушателей

·        Грамотное использование слов

·        И конечно, правильное произношение звуков

Умение говорить красиво – прекрасное качество, которое поможет ребенку не только отвечать у доски, но и в будущем производить хорошее впечатление на собеседника, уметь владеть аудиторией, добиваться своих целей. Дети, которые выросли, но так и не научились говорить красиво, могут постоянно испытывать чувство неловкости, находясь среди людей.

Что же нужно делать, чтобы ребенок научился красиво говорить?

·        Читайте книги вслух

·        Слушайте сказки

·        Ходите в театр

·        Развивайте мелкую моторику

·        Устраивайте домашние представления

·        Учите скороговорки и чистоговорки

·        Меньше смотрите телевизор

·        Разговаривайте с ребенком

Итак, чтобы научить ребенка говорить красиво, существует немало простых и эффективных способов этого добиться. Но главное - это ваша любовь и терпение, вера в малыша и в то, что у вас все получится.

 

 

 

 

20 правильных фраз для управления детьми

 

"Убери игрушки!", "Помой руки!", "Быстро иди спать!" - все эти указания дети почему-то не спешат исполнять. А все потому, что им неохота тратить время на неинтересные дела. Единственный способ быстро и без нервов уговорить своих чад - сделать нужное интересным. Усталые родители скажут: некогда, сил нет, не умеем… Умеете! Вы только попробуйте включиться в игру, заодно и сами повеселитесь.

 

1. Вместо: "Давай быстрее, сколько можно копаться!"

Говорим: "На старт, внимание, марш!"

 

2. Вместо: "Сейчас же отправляйся в ванную! Считаю до трех!"

Говорим: "Старт отплытия корабля через 10, 9, 8…"

 

3. Вместо: "Пока не съешь суп, печенья не дам".

Говорим: "Как только суп исчезнет с тарелки, на столе по взмаху волшебной палочки появится десерт!"

 

4. Вместо: "Быстро спать!"

Говорим: "А что ты хочешь увидеть во сне?"

 

5. Вместо: "Не мешай мне разговаривать по телефону".

Говорим: "Когда я закончу свои дела, тебя ждет сюрприз".

 

6. Вместо: "Прекрати капризничать сейчас же!"

Говорим: "Ой, прибежал к нам капризный забияка (или капризка - можно придумать любого персонажа), давай скорее его выгонять, а то он нам настроение испортит!"

 

7. Вместо: "Почему ты меня не слышишь? Сколько раз повторять?"

Говорим: "Кактус, кактус, я - фикус, проверка связи, доложите, как слышите меня! Передаю важную информацию".

 

8. Вместо: "Нельзя ходить третий день в одной и той же грязной куртке, надень другую!"

Говорим: "Твоя любимая куртка ушла мыться, передавала тебе привет и прислала свою сестру".

 

9. Вместо: "Боже, какой беспорядок. Ты ужасный грязнуля!"

Говорим: "Ах, если бы ты мог стать волшебником и наколдовать порядок в комнате".

 

10.Вместо: "Сейчас я тебе ремня дам!"

Говорим: "Когда дети себя плохо ведут, мама превращается в Бабу-ягу".

 

11. Вместо: "Как я от тебя устала!"

Говорим: "Мой котелок закипает, закипает, ой, уже кипит, скоро взорвется, береги-и-и-сь!"

 

12. Вместо: "Засыпай сейчас же!"

Говорим: "Засыпай, а пока ты спишь, придет добрый гном (придумываем сказочного героя) и принесет орешки" (ночью кладем у кровати орешки).

 

13. Вместо: "Твой рисунок опять не занял никакого места на выставке? Да, художник из тебя плохой".

Говорим: "Ну не занял и не занял, зато ты рисуешь самых красивых в мире сов".

 

14. Вместо: "А ну-ка сел за уроки быстро!"

Говорим: "Давай ты будешь делать уроки, а я убираться - кто быстрее закончит, тот и получит вкусные конфеты после ужина".

 

15. Вместо: "Одевайся, мы выходим гулять".

Говорим: "Хочешь, я покажу тебе во дворе дупло, в котором можно найти клад?"

 

16. Вместо: "Быстро выключай мультики!"

Говорим: "Телевизору пора отдохнуть".

 

17. Вместо: "Прекрати плакать!"

Говорим: "Ой, сейчас от твоих слез тут будет большущая лужа, как бы нам в ней не утонуть!"

 

18. Вместо: "Ты что, жадина?! А ну-ка быстро поделись конфетками с ребятами!"

Говорим: "Вкусная конфетка, правда? А давай и других угостим, чтобы им тоже было вкусно".

 

19. Вместо: "Смотри, как Катя красиво сделала, почему же ты так не можешь?"

Говорим: "Смотри, как интересно у Кати получилось, мне кажется, ты можешь даже лучше сделать!"

 

20. Вместо: "Слезь быстро с горки, упадешь!"

Говорим: "Это кто у нас тут каскадер? На горку вход только в шлеме и со страховкой!"

 

 

 

 

Советы психолога

 

Рекомендации для родителей.

 

«Как отвечать на детские вопросы?»

 

1.     Относитесь к вопросам ребенка с уважением, не отмахиваясь от них. Внимательно вслушивайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка в том предмете, явлении, о котором он спрашивает.

2.     Давайте краткие и доступные пониманию ребенка ответы, избегайте при этом   сложных слов, книжных оборотов речи.

3.     Ответ должен не только обогатить ребенка новыми знаниями, но и побудить его к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.

4.     Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, отвечая на его вопрос встречным: «А как ты думаешь? А давай вместе посмотрим?»

5.     В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью, почитать ему книгу, рассмотреть вместе иллюстративный материал.

 

 

6.     Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства, воспитывайте чуткость, гуманность, тактичность к окружающим людям.

 

 

 

 

Мы - партнеры!

                                                                                                                                                                                                                                                

                                                                                Воспитатель Невзорова Т.Г.

 

Проблема взаимодействия детского сада с семьей всегда актуальна, а в настоящее время она приобрела особый смысл в связи с повышением уровня требований родителей к развитию детей. Это длительный процесс, долгий, кропотливый труд, требующий терпение и неуклонного следования выбранной цели.

        

Дошкольное учреждение не способно в должной мере выполнять свои функции без сотрудничества с родителями воспитанников. Важно найти такую форму общения с ними, которая обеспечивает и взаимопонимание, и поддержку времени различных проблем, касающихся воспитания и обучения.

Мы выбрали разные формы, которые позволяют строить отношения на принципах взаимоуважения, личной заинтересованности, индивидуального подхода. Это проведение родительских собраний в нетрадиционной форме, заседаний круглого стола, творческие гостиные, в которых каждый сможет себя проявить, проводя мастер-классы, совместные праздники, театрализации, совместный труд, подготовка консультаций, индивидуальные собеседования, семейные традиции.

На некоторых формах взаимодействия хочется остановиться конкретнее. Семейные традиции – большая редкость в наши дни. Между тем ничто так не сплачивает семью, как традиции. Благодаря им в доме формируется благоприятный психологический климат, добрые взаимоотношения между всеми членами семьи. Учитывая это, задача развития и возрождения традиций стала общей и родителей и нас, педагогов. Ведь именно традиции выступают основой воспитания детей.

Для решения этих задач использовались разнообразные методы: опросы, игры, игровые ситуации, наблюдения, педагогические ситуации. Очень ярко раскрываются семейные традиции в сюжетно-ролевой игре «семья». Это семейные праздники, накрытие стола, приход гостей, дарение подарков. По наблюдениям, у каждой семьи есть свой нюанс.

Для обеспечения условий, формирующих устойчивый интерес к семейной традиционной культуре, мы стараемся:

1.     создать предметно-пространственную среду, обеспечивающую активно-действенное общение детей, родителей и воспитателей;

2.     обеспечиваем воспитанникам возможности реализовать свои интересы в насыщенной по содержанию деятельности, организованной в различных формах;

3.     привыкаем к активному участию родителей на других членов семьи в совместной деятельности выполнения «домашних заданий».

Хотелось бы поделиться опытом работы по празднованию Масленицы. В каждой семье существует традиция печь блины, собираться всем вместе за столом и пить чай с блинами или ходить в гости с угощением.

Мы решили перенести эту традицию к нам в группу. Вместе с детьми была проделана большая работа по оформлению группы к принятию гостей, подготовлена праздничная программа «Масленичные веселья», ну а гости (родители) явились к нам с пышными стопками вкуснейших блинов.

В дальнейшем для развития деятельности в этом направлении мы планируем несколько консультаций «Как интересно организовать праздник для ребенка».

В работе с родителями мы используем не только традиционные методы, но и инновационные приемы. Уже не первый год привлекаем родителей к участию в проектной деятельности. Роль родителей оказалась довольно значимой, а бывает и так, что они вместе ищут материалы по теме, обобщают полученные данные, составляют выступления, готовят презентацию.

Чтобы заинтересовать родителей проектной деятельностью, по каждой теме предлагались «домашние задания», которые они готовили вместе с детьми. В следствии чего, мы, воспитатели, в лице родителей приобрели своих сторонников и потенциальных участников проектной деятельности.

Наша группа уже 2-ой год реализует проект «Взаимодействие с отцами воспитанников в процессе социального развития». Почему с отцами? Работа в статусе эксперимента. Анализируя разнообразные формы работы с родителями, мы поняли: на все мероприятия приходят в основном мамы и бабушки. Чтобы активизировать пап, мы решили проводить совместные развлечения и праздники. Так же планируется анкетирование среди пап: что они делают для укрепления и сохранения здоровья ребенка? Где и как отдыхают? Ведут ли здоровый образ жизни? Прошедшие совместные праздники показали сколько радости, удовольствия и счастливых мгновений испытывают все! Глаза наших воспитанников светятся, каждый чувствует гордость за папу перед сверстниками. И безусловно, авторитет папы в семье растет!

Самое трудное в деятельности педагога-работа с семьей, особенно с папами. К каждому из них нужен особый подход: у них разные характеры, разный социальный статус, разные семейные традиции и обычаи. Поэтому в ближайшей перспективе работа по этому направлению будет продолжаться.

Многие воспитатели жалуются: работа с родителями доставляет намного больше хлопот, а порой и разочарований, чем работа с детьми. Найти общий язык с ребенком не составляет большого труда, тем более если воспитатель выбрал эту сложную профессию, будучи движим любовью к детям. А вот убедить родителей в том, что их миссия не заканчивается тогда, когда они отдают ребенка в детский сад, удается не всегда. Не все понимают, что в вопросах воспитания нужно доверять воспитателям, во взаимодействии с ними придерживаться стратегии сотрудничества, дружбы и взаимопонимания.

 

 

Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном

процессе в группах компенсирующей направленности.

                                                                                                                             Учитель-дефектолог  Софиенко С.И.

 

     Дети, так же, как и взрослые, могут уставать. Поэтому надо научить их расслабляться и быстро восстанавливать свою работоспособность. Для этого можно сделать ряд упражнений, которые приведут в порядок физическое и психическое состояние детей, снимут мышечное напряжение и зарядят положительной энергией.

1. Игра на понимание словесных инструкций «Слушай и выполняй»

(Педагог или родители последовательно озвучивают несколько действий, которые дети должны выполнить.)

«Встань со стула. Подними руки вверх. Отведи в стороны. Опусти вниз. Повернись вправо, влево, кругом. Укажи на соседа слева. Укажи на соседа впереди. Укажи на соседа справа. Укажи на соседа сзади. Сели на стулья. Поднимите руку, у кого нет соседа слева? Поднимите руку, у кого нет соседа справа? У кого нет соседа впереди? У кого нет соседа сзади?»

2. Игра  на развитие умений ориентироваться в собственном теле «Путешествие по телу»

(Педагог или родители читают стихотворение,  а дети  на себе показывают всё то, о чём рассказывалось в стихотворении.  При этом можно усложнить инструкцию: прикасаетесь - погладьте или помассируйте! )

Есть на пальцах наших ногти,
На руках – запястья, локти,
Темя, шея, плечи, грудь
И животик не забудь!
Бёдра, пятки, двое стоп,
Голень и голеностоп.
Есть колени и спина,
Но она всего одна!
Есть у нас на голове
уха два и мочки две.
Брови, скулы и виски,
И глаза, что так близки.
Щёки, нос и две ноздри,
Губы, зубы – посмотри!
Подбородок под губой,
Вот, что знаем мы с тобой!

3.  Игра на развитие дыхания «Ветерок»

(Все знают, что дыхание может быть лечебным.  Здесь так же можно использовать музыкотерапию, включая музыку релаксирующего характера: звуки моря, звуки природы, пение птиц и т.д. Затем детям даётся словесная инструкция.)

 «Сядьте, выпрямившись, на стул, спину держите прямо. Положите руки на колени так, чтобы ладони смотрели на потолок. Когда вы выдыхаете, представьте себе, что ваш выдох в виде дыма, долетает до дверей комнаты, а когда вдыхаете, то представьте себе, что вдыхаете голубое небо» (Показывается картинка с  голубым облаком: цветотерапия).  Можно выдыхать свое беспокойство, страх, напряжение. А вдыхать спокойствие, уверенность, легкость. Вдох — пауза, выдох — пауза».

4. Игра на снятие напряжения с глаз «Посмотри и обведи взглядом»

(Используется та же картинка с голубым облаком. Детям предлагается посмотреть на облако и сделать зрительную гимнастику: по кругу - 2-3 раза по часовой стрелке, 2-3 раза против часовой ).                                                                                                                                                                                                  

 «Теперь из-за облаков выглянуло солнышко (показывается картинка с изображённым на ней солнышком: цветотерапия – оранжевый цвет). Встаньте, с удовольствием на него посмотрите, и потянитесь к нему руками».

5. Релаксирующее упражнение на расслабление мышц шеи и плечевого пояса «Любопытная Варвара»

(Чтобы снять напряжение с шеи и мышц плечевого пояса  детям предлагается выполнить следующие  упражнения)

 «Поверните голову влево, постарайтесь это сделать так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас и мышцы шеи напряжены! Потрогайте шею справа, мышцы стали твердые, как каменные. Вернитесь в исходное положение. Аналогично в другую сторону. Вдох — пауза, выдох — пауза».

Любопытная Варвара ,
Смотрит влево,
Смотрит вправо.
А потом опять вперед —
Тут немного отдохнет.
Шея не напряжена, а рас-слаб-ле-на
.

(Движения повторяются по 2 раза в каждую сторону).

«Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Побольше откиньте голову назад! Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно. Выпрямьтесь. Легко стало, свободно дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза».

А Варвара смотрит вверх!
Выше всех, все дальше вверх!
Возвращается обратно —
Расслабление приятно!
Шея не напряжена,
И рас-слаб-ле-на
».

 «Сейчас медленно опустите голову вниз. Напрягаются мышцы шеи. Сзади они стали твердыми. Вы-прямите шею. Она расслаблена. Приятно, хорошо дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза».

А теперь посмотрим вниз —
Мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно —
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И рас-слаб-ле-на
».

6. Артикуляционные упражнения на развитие  мышц речевого аппарата, губ и челюсти.

(Дети сидят, руки и ноги расслаблены. Руки на коленях).

 Упражнение для губ «Хоботок» (используя картинку)

Подражаю я слону, губы хоботком тяну.
А теперь их отпускаю, и на место возвращаю,
Губы не напряжены и рас-слаб-ле-ны.


(Губы напряглись, а потом стали мягкими).

Упражнение «Лягушки» (показ картинки)

 (Когда его делаем – губы напрягаем и фиксируем, затем расслабляем).

Свои губы, прямо к ушкам,
растяну я, как лягушка
потяну – перестану, и нисколько не устану!
Губы не напряжены и рас-слаб-ле-ны….

Упражнение «Орешек» (показ картинки.)

«Представьте, что вы разгрызаете твёрдый орех. Крепко сожмите зубы. Челюсти при этом напряглись, стали, как каменными (так мы порой делаем, когда злимся!) Это неприятно. Разожмите челюсти – легко стало».

Зубы крепче мы сожмём, а потом их разожмём.
Губы чуть приоткрываются….
Всё чудесно рас-слаб-ля-ет-ся….

Упражнение «Сердитый язычок» (показ картинки)

(Кончик языка упирается в верхние зубы, будто хочет вытолкнуть их, напряжение неприятно).

С языком случилось что-то: он толкает зубы!
Будто хочет он за что-то вытолкнуть он зубы!
Он на место возвращается
И чудесно рас-слаб-ля-ет-ся!

Упражнение «Горка» (показ картинки)

(Кончик языка за нижними зубами, спинка выгнута и напряжена. Несколько раз  язык напрягают, а затем расслабляют).

Спинка языка у нас станет горочкой сейчас!
Я растаять ей велю – напряженье не люблю!
Язык на место возвращается
И чудесно рас-слаб-ля-ет-ся!

 

 

 

 

7. Игра «Маски» на развитие  коммуникации, эмоций.

(Под музыку дети  должны изобразить мимику с картинки и показать вам. Передали свои маски и вновь стали самими собою)

 

 

 

 

 
8. Игра на развитие сенсорных и кинестетических ощущений «Найди предмет и определи крупу»

(В баночках разная крупа (горох, фасоль, гречка, рис, пшено, лапша, семечки арбуза), там же спрятаны разные предметы, мелкие игрушки, объёмные буквы. Задание: на ощупь, с закрытыми (завязанными) глазами  дети ищут пальцами предмет (буква или мелкая игрушка) в крупе и определяют, какая это крупа (назвать).

9.  Кинезиологические упражнения, иначе называемые «гимнастикой мозга».

(Они  помогут детям стать внимательными, активными, снять напряжение, страх, раздражение и улучшат их настроение).

«Кулак-ребро-ладонь»

(Четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой, затем двумя руками одновременно).

Ладошки вверх,
Ладошки вниз,
А теперь их на бочок,
И зажали в кулачок.

«Ухо – нос – хлопок»

(Левой рукой берутся за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпускают ухо и нос, хлопают в ладоши, меняют положение рук с «точностью до наоборот).

«Лягушки»

(Кладут  руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола ладошкой вниз. Одновременно менять положение рук, отрывая руки от стола. Усложнение упражнения состоит в ускорении).

Две весёлые лягушки,
Ни минутки не сидят
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.

«Лезгинка»

 (Левая рука сжата  в кулак, большой палец в сторону, кулак разворачивают пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз. Добиваться высокой скорости смены положений).

Кисть мы в кулачок сжимаем,
А другую разжимаем,
А потом их поменяем,
И лезгинку начинаем.

«Колечки»

(Соединяют пальцы руки в кольцо с большим, начиная с указательного сначала одной рукой, затем другой, затем двумя одновременно).

Пальчики соединяем,
И кольцо мы получаем:
1/2 1/3 1/4 1/5,
Поздоровались пальцы опять!
1/5 1/4 1/3 1/2,
Закрепили кольца-снова!

Были предложены и рассмотрены некоторые нетрадиционные здоровьесберегающие технологии, которые помогут детям:

1.     ориентироваться  в пространстве и в собственном теле, активизируя нервные процессы,  внимание, кинетическую память

2.     с помощью дыхательной гимнастики стимулировать  работу мозга, регулировать нервно - психические процессы

3.     с помощью цветотерапии  – использование цвета в лечебных целях,  то есть созерцание цвета в какой-то временной отрезок, в данном случае голубого облака -  успокоить боли, оказать освежающее и сосудосуживающее действие, подавлять воспалительные процессы, оказать благотворное воздействие при нервных расстройствах, усталости, бессоннице, приводя человека в состояние внутреннего покоя. Оранжевый цвет (солнце) оказывает укрепляющее действие на жизнеспособность организма, снабжает энергией внутренние органы (селезёнку, поджелудочную железу), укрепляет органы дыхания, способствует очищению сосудов, улучшает настроение, снимает депрессию

4.     с помощью зрительной гимнастики  снять напряжение с глаз, способствовать тренировке зрительно-моторной координации

5.     с помощью релаксирующих упражнений, снять  напряжение с области шеи и мышц артикуляционного аппарата в сочетании с артикуляционной гимнастикой.

6.     с помощью мимической гимнастики способствовать развитию коммуникации, эмоциональному развитию, раскрепощённости

7.     развивать сенсорику, кинестетические ощущения

8.     с помощью кинезиологических упражнений (межполушарное взаимодействие)  активизировать различные отделы коры ГМ или корригировать проблемы в различных областях психики. Даже Клеопатра использовала эти упражнения, для молодости и красоты, чтобы поддерживать свой мозг в активном состоянии, потому что, поддерживая мозг в состоянии молодости, мы не позволяем стариться всему телу. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Выполняя в системе эти упражнения, проявляются скрытые способности человека и расширяются границы возможностей его мозга.

 

 

 

 

Каким видом спорта можно заниматься?

 

  

 

Ребенка дошкольного возраста можно научить многому, одна­ко большие тренировочные нагрузки неокрепшему детскому орга­низму чаще всего не под силу.

Отдельные элементы спортивных занятий лучше всего осваи­вать с родителями.

Гуляя с ребенком, дайте ему возможность свободно бегать и прыгать. Прогулки сочетайте с занятиями сезонными видами спорта.

Всем детям доступна ходьба на лыжах (по ровной местности, а также скатывание с небольших отлогих пригорков). При спус­ке ребенок скользит одновременно на обеих лыжах, ноги слегка согнуты в коленях, руки с палками одновременно выносятся впе­ред.

К 4 годам ребенка можно научить надевать и снимать лыжи. Продолжительность лыжных прогулок вначале должна быть не бо­лее 20 мин, а затем, когда ребенок немного освоится, они могут длиться 40—50 мин.

На прогулках можно использовать «буксировку» (малыш сто­ит на лыжах, а родители — папа и мама — тянут его за палки или веревку, изображая паровоз с вагонами или буксир с баржей).  

 

 

Катание на санках.

 

     Самое доступное веселое развлечение, доступный вид физкультуры. Поднимаясь с санками на горку, ре­бенок совершает значительную мышечную работу, само катание доставляет удовольствие. Ребята могут кататься на санках бесконечно, не замечая утомления, однако нужно следить, чтобы ребе­нок не падал с санок, а его одежда не промокала. Кататься малыш должен в положении на животе, чтобы во время «приземления» внизу не было сильных толчков в позвоноч­ный столб (профилактика остеохондроза). 

 

 

 

 

Родителям о летнем отдыхе детей    

     

 

Лето не только время путешествий, но и наиболее благоприятная пора для отдыха, закаливания и оздоровления детей. Поэтому очень важно, чтобы родители с наибольшей пользой распорядились этим драгоценным временем. Вместе с тем возникает немало вопросов, как это лучше сделать. И здесь, как нам кажется, в известной мере вам могут пригодиться наши советы.

 

 

О путешествиях с детьми

 

 

Ехать или не ехать с ребёнком на юг? - вопрос встаёт перед родителями довольно часто.

Что можно посоветовать по этому поводу? Если вы живёте в средней полосе и если речь идёт о грудном ребёнке, то вряд ли стоит отправляться с ним в продолжительную поездку. Поэтому самое лучшее – вывезти его на дачу. Точно так же нужно поступить и в тех случаях, если вашей дочери или сыну не исполнилось ещё трёх лет. Чем меньше ребёнок, тем тяжелее он приспосабливается к изменениям обстановки и климата. В этих благодатных местах в первые дни малыши становятся капризными, у них пропадает аппетит, появляются нарушения пищеварения и сна. Приспособление к новым климатическим условиям у детей первых трёх лет жизни продолжается иногда неделю, а то и две. Едва ребёнок успеет привыкнуть к новому климату, как надо собираться в обратный путь. Такой отдых для ребёнка чреват развитием различных заболеваний. В результате все затраты, заботы и хлопоты могут пойти впустую.

 

 

 

Солнце хорошо, но в меру

 

 

Летом дети максимальное время должны проводить на воздухе. Это касается и самых маленьких – грудных детей. Однако если более старшим дошкольникам разрешается понемногу загорать, то малышам прямые солнечные лучи могут причинить вред. Самая большая опасность – перегрев организма, солнечные ожоги, солнечный удар, поскольку маленький ребёнок обладает менее совершенной терморегуляцией и кожа его очень нежна.

До трёх лет световоздушные ванны можно проводить под навесом или в тени деревьев. При этом нужно соблюдать принцип постепенного обнажения тела ребёнка. Сначала от одежды освобождаются руки и ноги, а затем остальные части тела. Уже с 1,5 летнего возраста световоздушные ванны ребёнок может принимать в одних трусиках. Продолжительность первой такой ванны – 5 минут, затем время постепенно  увеличивается до 30-40 минут. Световоздушные ванны особенно рекомендованы детям с ослабленным организмом. Лучшее время проведения – с 9 до 12 часов, на юге – с 8 до 10 часов. Каждую световоздушную ванну лучше всего заканчивать водной процедурой.

Дети дошкольного возраста после недельного курса световоздушных ванн могут начать принимать солнечные ванны. Загорать ребёнок может лёжа, а ещё лучше во время игр и движении.

Солнечные ванны в сочетании со световоздушными ваннами, а также водными процедурами оказывают прекрасное укрепляющее действие. Дети становятся устойчивее к гриппоподобным заболеваниям, нежели те ребята, которые мало загорали.

 

 

Осторожно: тепловой и солнечный удар!

 

 

Специалисты не делают больших различий между этими состояниями. И это понятно. В основе как теплового, так и солнечного удара лежит перегревание организма. Причиной теплового удара является затруднение теплоотдачи с поверхности тела. Часто это связано с длительным пребыванием в жаркой, влажной атмосфере. При солнечном ударе возникает нарушение кровообращения в головном мозге.  Обычно это бывает, когда ребёнок ходит на солнце с непокрытой головой.

Чем меньше возраст ребёнка, тем он чувствительнее к действию жары и солнечных лучей. Поэтому перегрев организма у маленького ребёнка иногда может уже случиться  во время приёма световоздушных ванн.

При лёгком солнечном или тепловом ударе симптомы в основном однотипны. Это – головокружение, слабость, головная боль. У малышей часто отмечается расстройство кишечника. В тяжёлых случаях могут появиться судороги, рвота, потеря сознания. Во всех таких ситуациях нужно срочно вызвать врача, а до его прихода перенести ребёнка в тень, смочит голову и грудь холодной водой, не переносицу положить холодный компресс, приподнять голову. Дайте ребёнку попить и успокойте его.

 

Купание – прекрасное закаливающее средство

 

Купаться в открытых водоёмах можно начиная с двух лет. Место для купания должно быть неглубоким, ровным, с медленным течением. Прежде чем дать ребёнку возможность самостоятельно войти в воду, необходимо убедиться в том, что в данном месте нет ям, глубокой тины, коряг, острых камней. В воде вместе с ребёнком обязательно должен находиться взрослый.

При купании необходимо соблюдать правила:

  1. Не разрешается купаться натощак и раньше чем через 1-1,5 часа после еды
  2. В воде дети должны находиться в движении
  3. При появлении озноба немедленно выйти из воды
  4. Нельзя разгорячённым окунаться в прохладную воду.

    Источник: http://doshvozrast.ru/rabrod/konsultacrod10.htm

               

 

 

Сказка - ложь, да в ней намек...                                                

                                                                                                                               

                                                                                  (учитель-логопед гр.№10 Киселева Л.Б.)

 

Наш современный мир, наполненный  компьютерами, планшетами и прочими  гаджетами, породил одну большую проблему: взрослые, а следом за ними и дети перестали читать .

Чем же так страшно детское «нечтение»? Во-первых, обедняется словарный запас и как следствие, понижается уровень интеллектуальных возможностей.

Во-вторых, нарушается процесс  социализации, вхождения в общество, знакомство с его моральными и духовными ценностями, что порождает конфликт.

В-третьих,  не читающие дети, вырастая, не приучают к книге своих детей, что постепенно ведет к духовному отчуждению представителей различных поколений в семье. Формально – люди грамотны, они пишут, и читают, но уметь читать – не значит складывать из букв слова, это значит понимать прочитанное, вникать в смысл текста.

Один из способов для решения этих проблем – чтение сказок ребенку.

Какие же задачи способна решить сказка?

1.       Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло.

Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. 

2.       Тексты сказок расширяют словарный запас ребенка , дают образцы русского литературного языка, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной речи.

3.       Народные сказки раскрывают детям меткость и выразительность языка, его богатство, демонстрируют насыщенность родной речи юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

4.       Устная речь ребенка  становится эмоциональной, образной, красивой.

 

Но не достаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребенок ее лучше запомнил, нужно помочь ему понять ее, пережить вместе с героями различные ситуации. Проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте. Тогда запоминание будет осознанное, глубокое.

Для того, чтобы ребенку было легче запомнить сказки и после рассказывать их, можно использовать различные дидактические игры.

 «Встречи героев»

Ребенку читается сказка по желанию. После прочтения ему предлагаются изображения двух героев из сказки. Задача ребенка состоит в том, что ему нужно вспомнить, что говорили герои друг другу и озвучить диалог. Можно предложить героев, которые в сказке не встречаются. Например, в сказке «Колобок» не встречаются друг с другом заяц и медведь. Но что бы они могли сказать друг другу при встрече? Похвалить колобка за то, что он такой умный и хитрый или пожаловаться друг другу на обманщика.

«Звукорежиссеры»

После прочтения сказки, рассмотрите иллюстрации к ней. Остановитесь на понравившейся. Предложите своему малышу «озвучить» картинку. Пусть он вспомнит, что говорили герои в данный момент, какие действия выполняли. Также для этой игры можно использовать и фрагменты мультфильмов по одноименным сказкам. Выключите звук, и пусть ребенок озвучивает ход событий.

«Новые сказки»

Возьмите хорошо знакомую сказку. Вспомните последовательность событий в ней, уточните, где происходит действие, какие герои встречаются. И вдруг в сказке что-то стало по-другому: изменилось место действия или появился новый герой. Например, в сказке «Репка» изменим место действия и отправим всех героев на стадион или в кино. А что произойдет, если там появится еще и злой волшебник или бабочка. Вариантов множество.

«Пропущенный кадр»

Для игры можно использовать серии картин для рассказывания сказок, которые сейчас в достаточном количестве можно приобрести в магазинах.

По-порядку перед ребенком вкладываются картинки одной из сказок. Одна картинка нарочно убирается. Перед малышом ставится задача вспомнить,  какой сюжет пропущен. Если он затрудняется найти ответ, можно положить перевернутую картинку в том месте, где она должна лежать, не нарушая последовательности. После озвучивания недостающего сюжета, необходимо рассказать всю сказку.

«Сказочная цепочка»

Выберите для игры любую прочитанную сказку. Приготовьте отдельно всех героев, различные предметы, которые встречаются в этой сказке. Для усложнения задачи можно добавить героев и предметы из других сказок. Например, возьмем сказку «Лиса и лапоть». Ребенку предлагаются изображения сказочных героев и предметов, а он определяет, есть такие в данной сказке или нет. Если есть – выкладывается в цепочку и составляется предложение по сказке, с использованием данного предмета или героя. Если это курочка, то можно вспомнить, что лиса забрала курочку взамен на лапоть.

                                                                       

От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим, увлеченным читателем или встреча с книгой в дошкольном возрасте мелькнет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

 

 

 

 

 

 

 

Театральный уголок в детском саду.

                                    (Воспитатель гр.№7 Невзорова Т.Г.)

 

Театральные уголки есть в каждой группе нашего детского сада. Все они насыщены и оборудованы. В рамках проекта "Театр" они используются особенно интенсивно. Вот и мне хотелось бы рассказать про театральный уголок нашей группы. В нем есть все необходимое для свободной театрализации, которая может возникнуть совершенно неожиданно, по предложению детей. И вот здесь особую роль играет организационный момент: устанавливается зрительный зал, подиум, активно используется костюмерная, подбирается музыкальное сопровождение. Дети становятся и зрителями и актерами. Ведь как известно, воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Можно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка. 

 

 



 

 

 

 

 


 

 

 

                



 
       

           

 

 
 
 

  

 

Игры по дороге домой                                                     

 

                                                                                                                     (Учитель-логопед Чадова Л.Ю.)


       Прогулка – идеальное время для общения. Никто не отвлекает маму от ребенка разговорами, не надо бежать на кухню, к стиральной машине, к телефону. Ближайшие полчаса-час вы никуда не торопитесь. Поиграйте с малышом, вспомните свое детство, свои любимые игры. Общение – залог понимания. А ведь как важно научиться понимать друг друга!
Поиграем в игры, которые не требуют никаких приспособлений. Они расширяют словарный запас ребенка, учат его думать, размышлять и запоминать.

 

«Что бывает?»

 

 

       Начните игру словами: "Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть…" и подождите, пока ребенок придумает свой вариант

Или так:
Что бывает круглое?
Что бывает острое?
Что бывает жидкое?
Что бывает длинное?
Что бывает пушистое?
Что бывает твердое?
Что бывает квадратное?
Что бывает ароматное?

 

                                                    «Кто кем был или что чем было»


Кем или чем раньше был цыплёнок (яйцом), лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т.д.?

 

                                                               «Закончи предложение»


Марина не пошла сегодня в школу, потому что... ( заболела)
Я не хочу спать, потому что... ( ещё рано)
Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода)
Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты)
Кошка забралась на дерево, чтобы...(спастись то собаки)

 

«Бывает – не бывает».

 

 

Предложите ребенку подтвердить правильность высказывания словами «бывает» или «не бывает».

  • Чашка жарится на сковороде.
  • Медведь спит в берлоге.
  • Человек выше собаки.
  • Воробей – это не птица и т.п.

Эта игра развивает слуховое внимание, которое необходимо каждому ребенку для успешного обучения.

«Отгадай, что я вижу».

Предложите ребенку отгадать слово, которое вы задумали, пользуясь словами-подсказками:

  • Высокий, кирпичный, многоэтажный (дом).
  • Маленький, серенький, умеет летать, чирикает (воробей).
  • Едет по рельсам, возит пассажиров, звенит (трамвай).

 

 

«Добавь словечко».

 

 

Дети очень любят стихи – ритмичные тексты легче запоминаются, способствуют словотворчеству малышей, что в свою очередь помогает им освоить русский язык, его грамматику.

Попросите малыша подсказать вам подходящее по смыслу и по рифме слово.
Ом-ом-ом - вот стоит высокий…(дом)
Ома-ома-ома - мы сегодня… (дома)
Ому-ому-ому - мы идем к …(дому) 

Особенно нравится детям сочинять стихотворные небылицы
Ва-ва-ва - на столе растет… (трава)
Ву-ву-ву - съели волки всю…(траву)
Вы-вы-вы - суп сварили из…(травы)

«В магазине»

 

 

Вместе с ребенком вы оказались в магазине, выбираете продукты и спрашиваете: 

  • «Я хочу сварить щи. Что мне нужно купить?» Ребенку предлагается перечислить предметы.
  • «Мы с тобой купим масло. Куда же нам дома его положить? Я забыла, как называется посуда для масла?» «Масленка» - отвечает ребенок.
  • «А в этом отделе я купила груши, апельсины и лимон. Как это можно назвать, одним словом?» «Фрукты»- говорит сын или дочка.


                                                                                          «Сравни»

 

 

В магазине сравни две чашки (по цвету, объему, материалу).

На улице сравни две машины, два дома, два дерева.
Что нравится больше? Почему? Объясни.

Как видите, все предложенные игры и упражнения для развития речи дошкольников не требуют специального образования и знаний. Главное — находить для этого время и не лениться.

 

 

 

 

 

Уважаемые родители, педагоги!

 

6 марта в Челябинске проводится Всемирный день чтения вслух. Цель – представить чтение, как способ взаимодействия с окружающим миром и как возможность передачи своих эмоций другому человеку вместе со звучащим словом.

В детском саду №460 акция «Возьми книгу и почитай» начнется 6 марта в 15-30:

·       дети из студии Олега Митяева почитают будущим первоклассникам

·       старшие дети – малышам

·       мамы и бабушки будут читать сказки всем детям

·       будут организованы выставки «Мои первые книжки», «Редкие книги»

·       проведен конкурс рисунков – иллюстраций любимых книг

 

Почитайте детям! 

 

 

 

 

Подвижные игры для детей на свежем воздухе зимой.   

 

(воспитатели гр.№2) 

 

 

 

 

   

 

Подвижные игры и развлечения зимой на открытом воздухе доставляют детям огромную радость и приносят неоценимую пользу их здоровью. Разнообразные подвижные игры для детей - катание на санках, игры со снегом и др. - обогащают содержание прогулок и очень увлекают детей. Играя в подвижные игры вы сможете увеличить продолжительность прогулки, что особенно важно при низких температурах в нашем суровом климате. Да и сами родители, играя с детьми, не заметят как пролетело время и не успеют замерзнуть, поскольку им не придется стоять и наблюдать за играющим в снегу ребенком.

  

 

Любимое зимнее развлечение малышей - санки. Но можете попробовать научить малыша спортивным играм, таким как катание на лыжах и на коньках. Используя простые игровые упражнения можно добиться многого!

Малыши также любят подвижные игры со снегом, и с удовольствием будут выполнятьпредложенные вами упражнения.

 

Зимой очень увлекательно сооружать разные постройки из снега, лепить различные фигуры. Обзаведитесь лопатками, совочками, ведерками и метелочками, они вам пригодятся на прогулках.

Для старших дошкольников используются более сложные игры. Играя и упражняясь на улице зимой, дети получают возможность проявить смелость, самостоятельность, ловкость и сноровку.

Выезжая на природу в зимнее время с вашим ребенком, или с компанией детей, обязательно продумайте в какие подвижные игры вы будете играть с детьми, в какие игры дети будут играть сами, и возьмите с собой все необходимое для игр.

 

  

 

 

 

  

Пальчиковый театр как средство развития мелкой моторики детей с нарушениями речи

 

 

(Софиенко С.И., учитель-логопед)

 

 

 

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная общая моторная недостаточность, а так же отклонения в развитии движений пальцев рук, т. к. движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

 

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функций руки. На основе проведенных опытов и обследований большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев рук отстает, то  задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной  и даже выше нормы.

 

 

 

Формирование речевых областей совершается под влиянием нервных импульсов от пальцев рук.

 

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму.

 

Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.

 

Одним из средств развития мелкой моторики, и следовательно, развития речи у детей является пальчиковый театр. При правильно построенном процессе обучения у детей развивается мышление, речь, эмоциональное восприятие, фантазия. Дети становятся более общительными и раскрепощенными. Использование пальчикового театра позволяет развить у детей тонкие движения пальцев рук в атмосфере непринужденной, таинственной игры, в которой дети играют роли сказочных персонажей.

 

Прежде чем разыгрывать мини-сценку или мини-спектакль, детей необходимо познакомить с содержанием. Затем необходимо объяснить значение незнакомых или непонятных слов.

 

 

Следующий этап – характеристика героев мини-спектакля. Очень важно учить детей анализировать поступки других, предлагая стать на место персонажа. Характерные особенности героев дети показывают голосом и движениями пальцев рук.

 

Если это мышка, то движения быстрые, суетливые, если бабушка – то плавные. Важно, чтобы в движение вовлекалось как можно больше пальцев, движения должны быть активными и свободными. Например: на указательном пальце – «шапочка» - персонаж «Дед», большой и средний пальцы – «руки деда».